16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

Главная / Статьи / ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ ФОТОГРАФИЕЙ…
28.08.2018 11:09
  • 68
  • 1

Категории:

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ ФОТОГРАФИЕЙ…

Владимир Радченко всегда готов приступить к съёмке. Фото Н.Полушиной

Человек он своеобразный и интересный, знаком многим и даже известен. Факты его биографии можно узнать из портала «Спорт на Урале» — «Персона», куда занесены все спортивные достижения и награды.

ТАКИМ МЫ ЕГО ЗНАЕМ

Человек он своеобразный и интересный, знаком многим и даже известен. Факты его биографии можно узнать из портала «Спорт на Урале» — «Персона», куда занесены все спортивные достижения и награды. Но мы больше знаем Владимира Радченко, как замечательного фотографа, тихого и незаметного, при этом талантливого и невероятно скромного.

Его не сравнить с шустрыми папарацци, которые чуть ли не кулаками прокладывают себе дорогу к «звёздам», занимают лучшие позиции и только успевают щелкать затвором камеры. Поведение Владимира всегда достойное, чувство такта никогда не изменяет ему: сделал несколько кадров и отошёл, не мешая другим заснять интересное событие. За это мы, коллеги, всегда уважали его. Не раз на праздниках В.Радченко давал мне практические советы, по-дружески рассказывая о секретах фотосъемки. Его фотографии разошлись по многим городам России, а некоторые снимки просто уникальны!

КАК СПОРТ ДАЛ ДОРОГУ ЖУРНАЛИСТУ

О жизни Владимира мало кто знает, а он особо не рассказывает. Мы решили исправить это недоразумение.

Закончив ГПТУ №82 по специальности газоэлектросварщик, Володя устроился на работу на Уралмашзавод в сборочно-сварочный цех индивидуального производства № 31. А через год ушёл отдавать долг Родине, в армию, в Забайкальский военный округ в военно-строительный отряд. После службы вернулся на завод, где трудился наладчиком сварочного оборудования. Еще в 16 лет Владимир начал заниматься легкой атлетикой у заслуженного тренера РСФСР Игоря Шувалова, бегал вместе с олимпийской чемпионкой Ольгой Минеевой. Своё увлечение после армии не бросил, а продолжил с еще большим рвением: зимние и летние спартакиады, многоборье ГТО, заводские олимпийские игры, эстафеты, первенства Свердловска и области. Заслуженные победы, заслуженные награды. К слову, спортом занимался В.Радченко до 53 лет, был победителем и призёром среди ветеранов на зимних первенствах Свердловской области по лёгкой атлетике на дистанциях 400, 800 и 1500 метров.

Спортивные успехи шли в ногу с трудовыми заслугами. Как-то корреспондент районной газеты «За тяжелое машиностроение» после победной эстафеты попросил капитана команды Владимира Радченко написать о себе и своих товарищах статью. Из-под пера рабочего вышло аж четыре листа рукописного текста. И так замечательно написал, что в газете опубликовали заметку без изменений, лишь оформив в виде интервью. В советские времена это было распространенной практикой, когда трудяга по указу свыше становился «народным журналистом». С этого началась карьера Володи: с 1976 по 1981 год он рассказывает на страницах печатного издания о спортивных достижениях, передовиках производства и трудовых буднях завода. Фактически в каждом номере газеты блистала его заметка.

«ФОТОГРАФИЯ. ДЕВЯТЬ НА ДВЕНАДЦАТЬ…»

Всё бы хорошо, но вот за качественной фотографией постоянно обращался к коллеге, сварщику Анатолию Глушкову. Товарищ ему не отказывал, но однажды произнёс: «Володя, давай я научу тебя снимать». Это был 1981 год… Пришли в магазин, и, как сейчас помнит Владимир, на 30 рублей купили фотоаппарат «Смена-8М», фотоувеличитель, проявители и закрепители, кюветы и фотопленки. С первого же раза фотографии вышли удачными, несмазанными, чёткими и пошли в печать. А снимать ему так понравилось, что это стало увлечением всей его жизни. Известные и простые люди, знаменательные события, трудовые подвиги, буровые установки и шагающие экскаваторы с ковшами на 90 и 100 кубов с маркой «УЗТМ» – всё запечатлел на плёнку его верный друг, фотоаппарат. Статьи и фоторепортажи В.Радченко засветились в таких печатных изданиях, как «Советский спорт», «Уральский рабочий», «Вечерний Свердловск», «Вечерний Екатеринбург», «На смену!», «Спорт-аншлаг», «За тяжёлое машиностроение!» и других. А в 1995 году Владимир стал свидетелем поэтапного создания прекрасного творения рук человеческих и машин: памятника Г.Жукову, который сейчас красуется на Ленина у штаба Уральского военного округа.

УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

1981 год ознаменовался еще одним событием, наш земляк решил поступить на заочное отделение факультета журналистики УРГУ. Но не сбылось. Из трех человек с одинаковым количеством баллов выбрали не его. Но судьба улыбнулась ему, и в 1983 году его рекомендовали на историко-филологический факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Прошёл собеседование на «международную журналистику», сдал все экзамены и поступил! Владимиру было уже 29 лет. Но разве это возраст! Два года учебы пролетели незаметно, получал стипендию и довольствовался работой то дворника, то сторожа. Все далёкие перспективы одним махом перечеркнула болезнь мамы. Пришлось В.Радченко уйти в «долгий академический отпуск».

Снова та же работа, спорт, статьи, заметки и фотографии. Всё шло по накатанной. В 1988 году В.Радченко стал победителем международного фотоконкурса «Уралмаш» — «Шкода» (Свердловск – Пльзень). Ежемесячно рабочий исправно перечислял пять рублей в Фонд мира. Его и других активистов поощрили путёвками на теплоход «Пермь-Москва». То ли случайным образом, а может, просто ноги сами его привели, он пришёл в свой университет. Владимира узнали, дали бумагу и ручку писать заявление на зачисление на третий курс. Так наш земляк вторично стал студентом Университета дружбы народов. Что за странные повороты судьбы!

«Были тяжелые времена, — вспоминает В.Радченко. – Самый тяжелый период моей жизни. Стипендия маленькая, крутился, как мог. Фактически было непонятно, в какой стране мы живем». С ним учились студенты из разных стран: Эквадора, Боливии, Ливана, Перу, Сирии. Вот они – все на фотографиях. Сейчас разбросаны по всему миру, а душа до сих пор тревожится за друзей. Как ты там, Ваджих Махмуд из Сирии? Что с тобой, Чу Чандари из Камбоджи?

В 1993 году в возрасте 39 лет Владимир получил долгожданный диплом на руки.

А МОЖЕТ ВСЁ ЖЕ ПОЗДНО?

В Екатеринбурге он обошёл почти все газеты, но двери редакций перед ним закрыли. «Возраст…» — везде звучала одна фраза. Только родной цех принял его с распростёртыми объятиями. Виток судьбы вернул всё обратно. С 1994 по 1996 год ему, как он говорит, посчастливилось работать фотокорреспондентом в газете «Ритм», но, как посчитали сверху, одна неудачная публикация загубила его карьеру, вернув с небес на землю. Цензура... Но В.Радченко не отчаялся и, засучив рукава, вложил всю свою ранимую душу в любимое «хобби»: творил, жил и рос в фотоискусстве. В 2001 году стал лауреатом первого Екатеринбургского открытого фотофестиваля «Человек и город».

Вскоре завод стал чахнуть: задержки заработной платы, малое количество заказов… В поисках работы В.Радченко оказался в Ревде, а в 2008 году его позвали в Дегтярск. «Хороший уютный город, славные люди», — говорит он. На сегодняшний день Владимир Радченко находится на заслуженном отдыхе.

ДИПЛОМ КАК ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ

С собой наш земляк принёс фотографии и свой диплом. Почему диплом? Листаю чуть пожелтевшие страницы машинного текста и фотографии автора, название броское «Фотография, как иллюстративный, документально-достоверный вид оперативной информации в газетах и на телевидении». Снимки 1991 — 1993 годов… Владимир в поиске социального и духовного смысла жизни.

Вот что писал В.Радченко в заключении диплома и этим можно выразить его отношение к делу всей его жизни: «Фотография сегодня представляет собой наглядную летопись жизни и истории человечества. Она вошла в каждый дом, каждую семью. Фотографии могут тронуть душу человека, вызвать у него самые разные чувства и воспоминания…». На примере собственных газетных фотоматериалов он показал, насколько необходима фотография в газете, какой эффект она может придать практически любой статье, информационной заметке, подтвердить её правдивость, сделать издание популярным.

А сколько «невидимого» труда для читателей надо было приложить фотографу после съемки: в фотолаборатории проявить пленку и напечатать фотографии, отобрать самые лучшие. Сейчас всё гораздо легче: не надо тщательно вымерять каждый кадр, экономя плёнку, а можно за минуту сделать большое количество дублей при режиме серийной съемки. За относительно короткое время можно получить множество снимков, а затем на компьютере выбрать наиболее удачные.

Бывали в его практике случаи неприятные, когда после ночной бессонной ночи Владимир нёс фотографии в издание, а их не публиковали. «Сегодня они неудобны для новой прессы, — пишет тогда еще дипломник. – Но через несколько лет будут интересны для любого читателя. Все приведенные обвинительные фотографии – это уже фотодокументы истории нашей страны. И никуда от этих фотофактов, от реальной действительности не уйти, с какими бы политическими убеждениями человек на них не смотрел».

УДИВИТЕЛЬНЫЙ АРХИВ

Было чему удивляться и чем восхищаться. Здесь фотографии после августовского путча 1991 года, сломанная табличка Российского института театрального искусства (ГИТИС), провисевшая в таком состоянии всю зиму, на фоне здания с названием «CASINO» тоску и скорбь вызывает сгорбленная старушка, скромно протягивающая ладошку для подаяния, в луже, среди грязи, на Никольской отражается растянутая вывеска «Международный конгресс. Экономика России: пути стабилизации». «Москва, ты еще прекрасней стала?» — пишет автор диплома.

Бережно хранит его архив фотографии первого Президента России, заснятые 1 мая 1993 года. В парке Горького Москвы, рискуя утонуть в реке, наш моменталист по каменному бордюру пробрался для уникального кадра: среди грозной охраны Борис Ельцин с искренней улыбкой жмет руку девушке. Через три часа на Пушкинской площади публику развлекала милая лошадка, вместо попоны у неё висели плакаты: «Красивые раскрепощенные девушки, вас ждут большие деньги на курортах Польши, ФРГ, Австрии». На последней первомайской демонстрации в 1990 году запечатлены на трибуне М.Горбачев, Э.Шеварнадзе, Н.Рыжков и другие политические деятели.

«Вы очень фанатично преданны фотографии», — заключил куратор диплома и, поставив пятерку, удалился. Кстати, диплом из архива пропал, остался только черновик на руках его писавшего. А значит, фотографии будут жить и, может быть, через десятилетия станут очередным живым свидетельством истории России, её чудесных и постыдных фактов.

Г.Головина

P.S: Много снимков у В.Радченко природных явлений, звёзд кино и эстрады, счастливых спортивных событий. Жизнь идёт, а его архив постоянно растёт…

Автор: Г.Головина
Ответственный секретарь

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх